Orientalistica
Статьи
Татхагата будды Дзанабазара (Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи, Вайрочана)
DOI | https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-3-591-612 |
Авторы | |
Журнал | |
Раздел | ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Всеобщая история |
Страницы | 591 - 612 |
Аннотация |
Очередная публикация из серии статей автора об иконографии и значении буддийских божеств, нашедших воплощение в практике и изобразительном искусстве Монголии. Представлены скульптуры из знаменитого комплекта Дзанабазара (1635-1723), созданного им в 1683 г. В предыдущей публикации рассматривался Ваджрадхара, в данной работе описаны четыре из Пяти татхагата будд: Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи, Вайрочана. Дана историческая справка о развитии культа, особенностях практики у монголов и пластическом решении образов знаменитым монгольским мастером. Скульптура Ратнасамбхавы из данного комплекта осталась на хранении в Музее-храме Чойжин-ламы (МХЧЛ), остальные находятся в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара (МИИД) в городе Улан-Баторе, в Монголии. |
|
|
Скачать PDF Скачать JATS | |
Статья: |
Татхагаты Пяти родов в монгольском буддизме: образцы ранних изображений Татхагаты Пяти родов (санскр. pañca kula tathāgatа, тиб. sangs rgyas rigs lnga, монг. Таван язгуурын бурхад), или Пять дхъяни будд, то есть Будды созерцания, стали своего рода визитной карточкой не только творчества великого скульптора, но и буддизма Монголии Нового времени. Дело в том, что в XIII-XIV вв. монголы предпочитали другие божества, иные идеалы красоты и пропорции, нежели те, что мы наблюдаем в буддийском искусстве Монголии XVII-XVIII вв. Образцы буддийского изобразительного искусства периода империи Юань (1271-1368) демонстрируют эстетические и идеологические предпочтения монгольской правящей знати, которая активно воспринимала и практиковала учение и ритуалы Ваджраяны от тибетских учителей школы Сакья. Преобладали божества категории дхармапала - гневных хранителей религии. Для них характерны мощная, коренастая конституция тела, свирепые лики и позы стремительного тантрического танца. Образы, созданные Дзанабазаром, имеют совершенно другой облик - это утонченные, прекрасноликие божества, сострадательно взирающие на мир сансары. Задан иной вектор духовного сосредоточения, главными объектами становятся бессмертные будды, воплощения пяти скандх.
Рис. 1. Великие татхагаты на монгольских тангка XII-XIV вв. из Хара-Хото. Фрагмент, верхняя часть тангка Ачала [3: кат. 158] Fig. 1. The Great Tathagatas on Mongolian tangkasfrom Khara-Khoto (12th-14th cent.). A fragment, the upper part of the tangka Achala [3: catalogue. 158]
То есть мы видим, что традиция изображения Пяти великих татхагат, или Дхъяни Будд, существовала в Монголии и до Дзанабазара; понятно, что их образы присутствовали не только на хара-хотских алтарях. Однако на тангка того периода Пять будд изображаются как часть сложных композиций, где главную роль играют другие божества. Любопытно, что в монастырях Тибета с периода монгольских завоеваний оставались следы монгольского влияния вплоть до культурной революции в Китае. Об этом свидетельствуют публикации Д. Туччи и У Шредера. Например, на юге Тибета, в провинции Цанг, недалеко от монастыря Дронзе (тиб. 'brong rtse) до культурной революции существовал монастырь Новая астрология (тиб. rtsis gnas gsar), в комплекс которого входил храм под названием «Монгольская крыша» (тиб. hor phibs). Особенно специфичны были скульптуры в монастыре Кьянбу (тиб. rkyang bu) провинции Цанг. К сожалению, монастыри разрушены, но сохранились фотографии, сделанные в 1937 г. Фоско Мараини (рис. 2а, 2б). В храме Гунрик (тиб. kun rigs), или Сарвавид-Вайрочаны (тиб. rnam par snang mdzad lha khang / kun rig lha khang), на верхнем этаже были представлены коронованные божества мандалы Гунрик, вылепленные из глины на деревянной арматуре, покрытые штукатуркой и раскрашенные. Четырехликий Сарвавид Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи и божества свиты выполнены в той же технике. Дело в том, что данный монастырь Кьянбу, построенный в XI в., был реставрирован Гунга Лодой Гьялценом (kun dga'a blos gros rgyal mtshan 1310-1358), представителем школы Сакья, что означало патронаж монгольского правящего двора. Туччи даже высказал сомнение по поводу датировки глиняных скульптур XI в. и предположил, что они были просто «переодеты» в одеяния с круглым узором «согласно тенденциям и предпочтениям заказчика XIV в.» [4, p. 93-122]; [5, p. 844-848]. Это относится и к прабхамандалам татхагата будд, их стиль, несмотря на отдельные следы монгольского влияния, имеет непало-неварский характер XIII-XIV вв.
Рис. 2а. Будда Акшобхья в южно-тибетском монастыре Кьянбу. Фото Ф. Мараини, 1937 [Tucci 1988; Schroeder 2001, p. 846] Fig. 2a. Buddha Akshobhya in the South Tibetan monastery of Kyanbu. Phot. by F. Maraini, 1937 [Tucci 1988; Schroeder 2001, p. 846]
Рис. 2б. Будда Амогхасиддхи в южно-тибетском монастыре Кьянбу Фото Ф. Мараини, 1937 [Tucci 1988, Schroeder 2001, p. 845] Fig. 2b. Budha Amoghasiddhi in the South Tibetan monastery of Kyanbu. Phot. by F. Maraini, 1937 [Tucci 1988, Schroeder 2001, p. 845]
Несомненно, что Дзанабазар как буддист и художник был знаком с этими и подобными им образами, ведь в возрасте 15 лет он прибыл в Тибет, провел там почти три года, обучаясь у лучших учителей своего времени. Вернувшись в Монголию, Дзанабазар сконцентрировал главное внимание именно на Великих татхагатах как на первоисточниках всего пантеона Ваджраяны. Заслуга Ундэр-гэгэна состоит в том, что он поднял качество изображения буддийских божеств на небывалую высоту мастерства. Глиняные Дхъяни Будды из монастыря Сардагийн-хийд 1654-1686 гг. Как уже упоминалось в предыдущих статьях, монастырь на высоких склонах Хангайских гор (1500-2500 м над уровнем моря) был построен Дзанабазаром в 1654-1680 гг. согласно наставлению его главного духовного учителя, Панчен-ламы IV Лобсан Чойгьена (тиб.: blo bzang chos kyi rgyal mtshan 1570-1662). В 2013 г. развалины монастыря были вновь обследованы сотрудниками Института истории и археологии Академии наук Монголии (далее - ИИА АНМ), раскопки велись в течение следующих четырех лет. Из сохранившегося обнаружено более трех тысяч глиняных будд, которые определяются как Пять татхагат в нирмана-кайя (т.е. в облике земных, зримых учителей в монашеском одеянии): Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи. Все статуэтки примерно одного размера - высотой около 14-15 см, на одинаковых под- треугольных лотосовых постаментах размером 10,0x5,5 см с незначительными колебаниями в несколько миллиметров [6]. Фигурки изготовлены путем оттиска с матрицы, вероятно деревянной, из двух половинок, о чем свидетельствуют едва заметные боковые швы.
Рис. 3. Глиняные татхагата будды Пяти семейств, обнаруженные в Сарьдагийн хийде. Глина, высота 15 см. Дзанабазар, 1654-1686 гг. На выставке в Музее этнографии Монголии, г. Улан-Баторе, июль 2016 г. Фото автора Fig. 3. The Tathagata Buddhas of Five Families. Discovered in Sardagiin Hiid. Clay, 15 cm. By Zanabazar(1654-1686). Exhibited in the Mongolian Ethnography Museum. Ulaanbaatar. July 2016. Phot. By S Kh. Syrtypova
Будда Ратнасамбхава - противоядие гордыни Ратнасамхава (санскр. ratnasambhava; тиб. rin chen 'byung gnas; монг. Ринченжунай, Раднасамбава, Эрдэни усгэгч) - рожденный драгоценностью, или источник драгоценностей. Он является главой буддового Ратна семейства, и изображение чиндамани (санскр. cintã mani; монг. зэндэмэни, чинд-мань), драгоценности, исполняющей желания, стало символом его семейства. Позиция Ратнасамбхавы на мандале - юг, и он обращен ликом на юг. Его женская ипостась - Ваджрадхатвишвари, основной ботхисаттва - Кшитигарбха, или Ратнапани, элемент - земля, вахана - лошадь или пара львов. Он представляет космический элемент чувствования (ведана), соотносится с сезоном весны и временем суток - последними четвертями дня и ночи, т.е. с предрассветными и вечерними сумерками. Согласно тексту «Ниспанайогавали» Ратнасамбхава может иметь многорукие формы [8, с. 73-74]. Земным воплощением татхагаты Ратнасамбхавы считают Будду Кашьяпу, который был до эпохи Будды Шакьямуни.
Рис. 4. Глиняный Ратнасамбхава из Сарьдагийн хийда. Фрагмент скульптуры. Фонд ИИА АНМ. Правая длань божества в жесте варада мудра (санскр. varada mudrã) - дарования блага. Фото автора Fig. 4. Clay Ratnasambhava from Sardagiin Hiid. A fragment. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences. The right palm shows the varada mudrã (Sanskr. for "giving of good"). Phot. by S-Kh. Syrtypova
Будда Ратнасабхава в исполнении Дзанабазара представлен скульптурой, хранящейся ныне в МХЧЛ (Музее-храме Чойжин-ламы) (рис. 5). Эта большая скульптура Ратнасамбхавы (высота с постаментом - 70 см) входит в комплект Пяти татха- гат, четыре из которых выставлены в МИИД. Как и все остальные работы мастера, она имеет свои отличительные особенности: в ее короне содержится главный символ семейства Ратны (от санскр. ratna - драгоценность) - Чиндамани с тремя глазками является центральным украшением короны2. Она расположена над устрашающей мордой Киртимукхи (санскр. kīrtimukha - лик величия), которая обычно выступает хранителем входов в храм.
Рис. 5. Ратнасамбхава. Латунь, литье, позолота холодная и горячая. Высота 72 см, диаметр постамента 45 см. Постоянная выставка в Музее-храме Чойжин-ламы, Монголия. Фрагмент скульптуры. Мудра Ратнасамбхавы. Фото автора Fig. 5. Ratnasambhava. Cast brass. Hot and cold gilding. Height 72 cm, pedestal diameter 45 cm. Permanent exhibition at the Temple Museum of Choijin Lama, Mongolia. Fragment of the sculpture. The mudra of Ratnasambhava. Phot. by S-Kh. Syrtypova
В отличие от четырех остальных татхагат, скульптура Ратнасамбхавы больше всех пострадала. У нее утрачен атрибут - драгоценность, которая должна лежать на левой ладони божества в мудре медитации (санскр. dhyani mudrā), отломлено навершие ушниши, которое должно иметь форму пламенеющей драгоценности. Также повреждена нижняя часть левого колена (вероятно, фигуру пытались грубо отделить от лотосового постамента). Будда Амитабха - противоядие жадности Будда Амитабха (санскр. amitãbha; тиб. 'od dpag med; монг. Абида бур-хан); его имя значит «Беспредельно сияющий», или «Безграничный свет». Из всех Пяти татхагат Будда Амитабха самый широко почитаемый в странах буддийского мира, в том числе в буддизме Махаяны и Ваджраяны. Он популярен и у монголов, является владыкой западного рая Сукхавати (санскр. sukhāvatī; тиб. bde ba chan; монг. Деваажин орон) - места, куда попасть после смерти мечтают большинство верующих. С этим связана практика переноса сознания пхова (тиб. pho ba) в Чистые земли Будды Амитабхи, который на мандале занимает, соответственно, западный сектор.
Рис. 6. Глиняный Будда Амитабха из Сарьдагийн хийда. Фрагмент скульптуры. Фонд ИИА АНМ. Инв. № СХ15-1090. Руки божества в жесте медитации (санскр. dhyani mudrã). Фото автора Fig. 6. Clay Buddha Amitabha of Sardagiin Hiid. A fragment of the sculpture. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences (Call-mark: CX15-1090). Hands of the deity show the gesture of meditation (Sanskr.: dhyani mudrã). Phot. by S. Kh. Syrtypova
Рис. 7. Скульптура Будды Амитабхи. Латунь, литье, позолота, гравировка. МИИД, Монголия. Фрагмент. Ваджрная асана и дхъяни мудра (санскр.: vajraparyankãsana; dhyani mudrã) Амитабхи. Фото автора Fig. 7. Sculpture of Buddha Amitabha. Brass, casting, gilding, engraving. The Zanabazar Museum of Fine Arts, Mongolia. A fragment. Vadjraparyanka position and the gesture of meditation of Amitabha Buddha (Sanskr.: vajraparyankãsana; dhyani mudras) Phot. by S-Kh. Syrtypova
Первая сутра, в которой упоминается Амитабха, - китайский перевод «Пратьютпанна сутры» (pratyutpanna sutra). Она была переведена на китайский язык в 179 г. Локакшемой, монахом из Центральной Азии (Кушанского царства). В ней Шакьямуни объясняет, что, практикуя медитацию созерцания, можно узреть Амитабху и всех других Будд. Скульптура Будды Амитабхи Дзанабазара из МИИДБольшой Амитабха из комплекта Пяти будд созерцания также имеет свои индивидуальные особенности. В частности, украшением края дхоти служит орнамент, составленный из цветов лотоса в боковой проекции, и вторая полоса - из цветов лотоса в прямой проекции (сверху), так отражается символ лотосового семейства Амитабхи - падма. Украшением полотна дхоти сзади также служат изображения букетов крупных лотосов. Волосы спущены пятью прядями по бокам, по две пряди спускаются по рукам волнообразными змейками и по три свернуты колечками на плечах. Палантин (монг. орхимч) переброшен узкой лентой через левое плечо, образуя петлю на груди, а на спине свисает двумя драпированными зигзагами до талии. Колье небольшое, подвески составлены так, что образуют треугольник, обращенный вершиной вниз. Колец на руках рассмотреть не удается, так как ладони сложены в мудре медитации (рис. 7). Будда Амогхасиддхи - противоядие завистиАмогхасиддхи (санскр. amoghasiddhi; тиб. don yod grub pa; монг. Дондуб, букв. «Успешное достижение») является главой семейства Карма. В одиночной форме - как дхъяни будда - Амогхасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в жесте защиты и бесстрашия (санскр. abhaya mudrã): ладонь развернута наружу, пальцы выпрямлены (рис. 8). Левая рука покоится на бедре с развернутой вверх ладонью, на которой находится атрибут - скрещенные ваджры (санскр. visva vajra; тиб. rna tshogs rdo rje). Тело Амогхасиддхи зеленого цвета. Зеленый - это цвет скандхи склонностей (санскр. saṃskāra; тиб. 'du byed - сформированный опыт), цвет зависти (санскр. irshya). В чистом измерении зависть трансформируется в Мудрость, устраняющую препятствия. Будда Амогхасиддхи дарует настойчивость, упорство, необходимые для успеха во всех практиках, а также способность безошибочного распознавания последствий правильного действия. Его элемент - воздух. Он связан с сезоном зимы. Обитель Будды Амогхасиддхи находится на севере и называется Чистая земля Совершенства просветленных действий (тиб. las rab rdzogs pa byang phyogs 'i zhing khams/ las rab rdzogs pa).
Рис. 8. Глиняный Будда Амогхасиддхи из Сарьдагийн хийда. Фрагмент скульптуры. Фонд ИИА АНМ. Правая рука божества в жесте защиты и бесстрашия (санскр. abhaya mudrã). Фото автора Fig. 8. Clay Buddha Amoghasiddhi from Sardagiin Hiid. A fragment of the sculpture. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences The right hand of the deity makes a gesture of protection and fearlessness (Sanskr. abhaya mudrã). Phot. by S-Kh. Syrtypova
Его главные спутники - бодхисаттвы Ваджрапани и Сарваниварана вишкамбхин. Из Амогхасиддхи происходят такие богини, как Кхадиравани Тара, Арья Тара, Махамаюри и Парнашавари. В бардо дхарматы (тиб. chos nyid bar do) Амогхасиддхи является после Будды Амитабхи, на пятый день. Особенности скульптуры Амогхасиддхи Дзанабазара из МИИДВ орнаментации скульптуры Будды Амогхасиддхи, как и у остальных Дхъяни будд Дзанабазара, присутствуют опознавательные знаки семейства, в данном случае семейства Карма - изображения скрещенных ваджр, вишваваджры или нацогдоржа. Им украшен край дхоти, это хорошо видно спереди на коленях, гравировка второго ряда образована из цветочных венчиков в обрамлении их стеблей (рис. 9б). Сзади полотно ткани дхоти имеет крестообразный рисунок, также напоминающий вишваваджру. Также волосы на ушнише скрепляет заколка с украшением в виде вишваваджры (рис. 9а). Колье на груди Амогхасиддхи имеет вставку с прямоугольным (знак воздуха) кулоном. А колечко на безымянном пальце правой руки в жесте защиты и бесстрашия (абхайя-мудра) имеет вставку в виде цветка пиона. В отличие от остальных Дхьяни будд, у Акшобхъи на плечи спускаются по три локона (вместо пяти), и они лежат волнами без колец. Левая рука в дхъяни мудре лежит на коленях ладонью вверх, при этом видны следы соединения большого пальца с остальной ладонью, что также свидетельствует о раздельном изготовлении деталей.
Рис. 9а. Скульптура Будды Амогхасиддхи. МИИД, Монголия. Фрагмент. Ушниша украшена знаком вишваваджры - символом семейства Карма Fig. 9a. Sculpture of Buddha Amoghasiddhi. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences, Mongolia. Fragment. Ushnisha is decorated with the sign of vishvavadjara - a symbol of the Karma family
Рис. 9б. Скульптура Будды Амогхасиддхи. МИИД, Монголия. Фрагмент. Дхоти украшено узором, состоящим из изображения вишваваджры и цветочного венчика Fig. 9b. Sculpture of Buddha Amoghasiddhi. MIID, Mongolia. Fragment. Dhoti is decorated with a pattern consisting of a picture of vishvavajra and a floral corolla
Вайрочана - противоядие невежества Будда Вайрочана (санскр. vairocana; тиб. rnam par snang mdzad; монг. Бирузана / Нанзад бурхан). Его имя означает Сияющий, или Лучезарный, свет, который проникает во все уголки мироздания. Его семейство называется Будда или Татхагата, и он соединяет в себе сущность всех будд и воплощает собой естественное, первозданное состояние всеведущего и вездесущего сознания. Его считают как первым, так и последним из пяти будд созерцания. Род Будда - это основа всей мандалы, он находится в центре либо на востоке, и из него рождаются остальные четыре рода. Функция Вайрочаны - преобразование невежества и заблуждений в беспредельную Всепроникающую мудрость. Вайрочана также считается универсальным аспектом исторического Будды Гаутамы. Будда Вайрочана в исполнении ДзанабазараГлиняный Вайрочана из Сарьдагийн хийда отличается от остальных четырех татхагат лишь мудрой - его руки расположены на уровне груди в жесте просветления (санкр. bodhyangi mudrã; тиб. byang chub mchog gi phyag rgya) (рис. 10а). В остальном у Вайрочаны те же свойства, описанные выше, которые отличают и глиняные фигурки будды Акшобхьи. Стоит отметить, что на глиняных фигурках из Сарьдагийн хийда можно наблюдать уже сложившиеся особенности творений Дзанабазара. Например, его руки сложены не в дхармачакра правартана, а в бодхъянги мудре, то есть так же, как у большой скульптуры Вайрочаны из МИИД (рис. 11а). То же самое относится к прекрасному и неповторимому дзана- базаровскому профилю божеств, который мы видим на глиняных образцах из Сарьдагийн хийда (рис. 10б).
Рис. 10а. Мудра Вайрочаны (bodhyangi mudrã). Фрагмент глиняной фигурки Будды Вайрочаны из архива ИИА АНМ. Фото автора Fig. 10a. Mudra of Vairochana (bodhyangi mudrã). A fragment of the clay figurine of Buddha Vairochana. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences, Mongolia. Phot. by S Kh. Syrtypova
Рис. 10б. Профиль Будды Вайрочаны. Фрагмент глиняной фигурки Будды Вайрочаны из архива ИИА АНМ. Фото автора Fig. 10b. Profile of Vairochana Buddha. A fragment of the clay figurine of Buddha Vairochana. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences, Mongolia. Phot. by S Kh. Syrtypova
Вайрочана из Музея изобразительных искусств им. Дзанабазара Что касается большой металлической скульптуры Будды Вайрочаны из МИИД, в ней также присутствуют общие черты, свойственные всем пятерым буддам из данной группы. Это раздельное литье, ювелирная обработка деталей, специфичное украшение на ушнише, напоминающее скобы боевого средневекового монгольского шлема, тончайшая накидка на спине образует подобие защитной пелерины - характерной детали одежды монгольской средневековой знати, диадема с лентами и колье создают круговую защиту головы и шеи; волосы имеют боковые пряди, также напоминающие прическу монголов XIII-XIV вв.
Рис. 11б. Гравировка по краю дхоти Будды Вайрочаны с символом семейства - дхармачакрой. Фото автора Fig. 11b. Engraving on the edge of the dhoti of Buddha Vairochana supplied with the symbol of the family - the dharmachakra. Museum of fine art, Mongolia. Phot. by S-Kh. Syrtypova
Расположение пальцев рук в Мудре просветления (бодхъянги): большой и средний пальцы обеих рук соединены и образуют кольца, остальные слегка согнуты, левая ладонь расположена ребром к себе, правая повернута ладонью от себя, поднятый вверх указательный палец левой руки входит в кольцо правой руки. На указательном пальце левой руки видны следы сложного соединения, что говорит об отдельном литье некоторых деталей скульптуры. На безымянных пальцах обеих рук есть кольца с круглыми вставками (рис. 11а). Узор, гравированный по краю дхоти, составлен из главного символа семейства Будды Вайрочаны - изображения дхармачакры с восемью спицами, а также цветочного орнамента. В основании короны присутствует прямоугольная вставка (знак пространства, соответствующего Будде Вайрочане). В целом у Вайрочаны все украшения декорированы несколько богаче, чем у остальных Будд созерцания данного скульптурного комплекса. Особенно выделяется колье, которое полностью порывает грудь божества. Поясное украшение представляет собой густую сеть цветочно-жемчужной гирлянды. Палантин, или уттара-васака (монг. орхимч), накинут на плечи и сзади выглядит как пелерина, а спереди симметрично стекает узкими лентами, ложась через локтевые сгибы, скользя по бедрам, касается уголочками драпированных концов поверхности трона.
Рис. 11а. Мудра Будды Вайрочаны. Фрагмент скульптуры Вайрочаны из МИИД. Фото автора Fig. 11a. The mudra of Buddha Vairochana. A fragment of the sculpture of Vairochana. Preserved at the Institute of History and Archaeology of the Mongolian Academy of Sciences, Mongolia. Phot. by S. Kh. Syrtypova
Особенности эстетики и технологий Дзанабазара Работам Дзанабазара свойственно точное соблюдение иконографии божеств и скрупулезная передача не только признаков буддовости, но сущности, которая заключена в данных признаках. О канонической пропорциональности, соразмерности всех элементов композиции можно говорить бесконечно. О педантичном соблюдении иконографических пропорций Дзанабазаром в изображениях буддийских божеств пишет известный монгольский художник, священнослужитель Пурэвбат-лама, в своем фундаментальном трехтомном сочинении он дает подробный разбор иконографических сеток для божеств разных рангов и показывает пропорции скульптур Дзанабазара [13].
Таблица 1 Дзанабазар использует гравировку для украшения дхоти божеств в соответствии с символикой их буддовых семейств. Фрагменты скульптур татхагат. Латунь, литье, позолота, гравировка. МИИД, Монголия (фото автора) Неколебимость характера Будды Акшобхьи подчеркивает лаконичность его украшений, даже рисунок на ткани его дхоти самый скромный - простые круглые розетки без веточек и волны (соответствующие элементу воды). Чехол на ушнише Акшобхьи также очень простой, без декоративных деталей. В то же время у Амогхасиддхи чехол ушниши украшен заколкой из крупной вишваваджры (рис. 9а), а у Амитабхи - жемчужной гирляндой и цветочными розетками с подвесками. Различны и поясные украшения. Как следовало ожидать, самая роскошная и богатая поясная гирлянда у Вайрочаны, а самая лаконичная - у Акшобхьи. Неодинаково лежат и накидки божеств, тончайшие шелковые уттарасан- ги, или по-монгольски орхимж, они драпированы красивыми зигзагообразными складками. Обратим внимание, что пластика изображения этих деталей сформировалась уже на глиняных образцах из Сарьдагийн хийда, так же, как и веерообразная драпировка юбки спереди, на плоскости постамента у ног сидящих будд. Концы узких полос накидок лежат у кого-то на спине, у кого-то образуют овальный сгиб-петлю на груди, стекают с бедер или лежат на поверхности лотосового трона. У всех татхагат накидки переброшены через левое плечо, но у Вайрочаны уттарасанга лежит абсолютно симметрично, отражая его центральное положение на мандале и достижение полного равновесного баланса. Вайрочана символизирует последний, тончайший уровень накоплений, очищение от которого является самым трудным и высшим из достижений на пути к освобождению - очищение от невежества. Сноски1. Об иконографических источниках художественного стиля и эстетики Дзанабазара см.: [7, с. 73–90]. 2. Чиндамани (санскр. cintā maṇi; тиб. yid bzhin norbu; монг. зэндэмэни) – магический камень, исполняющий желания. Считается, что был поднят со дна моря и поднесен в дар Будде от царя нагов, хранителей подземных сокровищ. В дальневосточном буддизме его называют «пламенеющей драгоценностью» и изображают в виде крупной жемчужины. Это атрибут ботхисаттв Авалокитешвары и Кшитигарбхи. В тибетском буддизме появление чиндамани описывается как чудесное падение с небес на крышу дворца царя Тибета Лхатхотхори (V в.) камня с начертанными слогами мани: «Ом мани пад ме хум». Изображается в каплевидной форме с глазком в верхней части, в частности, на спине лошади, символизирующей витальную и духовную силу человека (лунта – тиб. rlung rta) [9]; [10]. 3. Режим доступа: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1818448 4. Далай-лама IV Ёнтан Гьяцо (yon tan rgya mtsho 1589–1616), который был монголом, правнуком Алтан-хана Туметского (1507–1582), даровал своему учителю Лобсан Чойки Гьялцену (1570–1662) титул Панчен-эрдэни, т.е. драгоценный великий ученый. А Далай-лама V Нгаванг Лобсанг Гьяцо (тиб. nga dbang blo bsang rgya mtsho, 1617–1682), также ставший его учеником, признал его воплощением Будды Амитабхи. 5. History of Shingon school. Available at: http://www.shingon.org/history 6. Нетленное тело Хамбо-ламы стало центром притяжения буддистов-паломников всех монгольских народов и российских буддистов, ныне оно пребывает в Иволгинском дацане Бурятии. |