Orientalistica
Статьи
Будда Акшобхья в Монголии
DOI | https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-817-837 |
Авторы | |
Журнал | |
Раздел | ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Всеобщая история |
Страницы | 817 - 837 |
Аннотация |
Публикация является продолжением серии статей автора об иконографии и значении буддийских божеств, нашедших воплощение в практике и изобразительном искусстве Ваджраяны, и особенно в буддизме Монголии. Будда Акшобхья – один из Пяти великих татхагат, или Дхъяни-будд. Рассматривается история развития культа Акшобхьи, особенности его практики у монголов и визуальном решении образа знаменитым мастером Дзанабазаром (1635–1723). Представлены разные скульптуры Акшобхьи из фондов музеев, храмов, а также малоизвестные образцы из частных коллекций Монголии. |
|
|
Скачать PDF Скачать JATS | |
Статья: |
Неколебимость как противоядие гневаБудда Акшобхья (санскр. Akṣobhya; тиб. ‘khrugs pa med pa / mi bskyod pa; монг.: Минтүг бурхан / Минтугва / Үл хѳдлѳгч), что означает буквально «Неколебимый» - один из Пяти великих татхагат, или, как их иногда называют, Дхъяни будд. Пять великих татхагат являются родоначальниками пяти семейств буддийского пантеона. Однако они не являются богами-создателями, они есть лишь символическое отражение, грубо говоря, методов освобождения от наших накоплений (скандха - санскр.: skandha, тиб.: phung po, монг.: цогц): цветоформы, чувственности, представлений, сил и склонностей, сознания. Эти скандхи создают наши психосоматические особенности, от которых происходят гнев (ненависть), гордыня (злоба), привязанности (страсти), зависть и неведение (духовная слепота) [1, с. 315]. Соответственно Татхагата будды - это персонифицированные противоядия от гневливости, гордыни, похоти, завистливости и невежественности. Будда Акшобхья в этом ряду является первым, помогая избавляться от агрессии, гнева, ненависти и их негативных сил, он трансформирует их в оборотную сторону этих качеств в силу стойкой, непоколебимой, зеркалоподобной мудрости. Акшобхья у Дзанабазара Любопытно, что в монгольских коллекциях обнаруживается гораздо большее количество самостоятельных образов Акшобхьи, нежели остальных великих татхагат пятеричного собрания. Возможно, трансформация гнева в чистое знание имела особое значение для монголов, учитывая историческое прошлое и сложившийся нелицеприятный облик жестоких завоевателей мира. Например, есть любопытные образцы скульптур Акшобхьи, относимые к творчеству самого Дзанабазара (1635-1723). Ранее были широко известны две большие металлические скульптуры Акшобхьи, хранящиеся в крупнейших монгольских музеях города Улан- Батора, их изображения можно найти в публикациях о Монголии, на сайтах музеев, буддологических сообществ и т.д. (см., например: [4]4). Однако в последние годы открываются новые, неизвестные страницы творчества скульптора, в частности, изображения Будды Акшобхьи. Татхагата будды Пяти родов из Сарьдагийн хийда Говоря о творениях рук самого Дзанабазара, в первую очередь необходимо сказать о глиняном Акшобхье, или, вернее, - о множестве глиняных образов, которые входят в комплекты пяти божеств, обнаруженных при раскопках монастыря Сарьдагийн хийд. Об этом уже упоминалось в предыдущей статье про Будду Ваджрадхару [6]. Этот монастырь на высоких склонах Хэнтэйских гор (1500-2500 м над уровнем моря) был построен Дзанабазаром в 1654-1680 гг. согласно наставлению его главного духовного учителя, Панчен-ламы IV Лобсан Чойгьена (1570-1662). Развалины комплекса были обнаружены в 1915 г. П.А. Витте. П.А. Витте, человек чрезвычайно образованный, одаренный и порядочный, надо полагать, пользовался особым доверием верховного хутухты Монголии - Богдо-гэгэна Восьмого. Вероятно, монголы считали его представителем благородного рода дарханов7, так как он мастерски владел разнообразными ремеслами и даже держал в рабочем кабинете кузнечную наковальню8. К сожалению, огонь междоусобных войн конца XVII в. не пощадил и эту обитель, предназначенную для творчества и духовного самосовершенствования. Монастырь был сожжен в 1689 г. войсками ойратского Галдан Бошогту-хана (1645-1697), который, кстати, приходился Дзанабазару двоюродным братом по материнской линии.
Рис. 1а. Акшобхья. 1654-1680. Монголия. Дзанабазар. Глина. Вид спереди. Есть слабые следы золочения [8] Fig. 1a. Akshobhya. Mongolia. Zanabazar. Dated from 1654-1680. Clay, frontal view, evidences of gilding. [8]
Рис. 1б. Акшобхья. 1654-1680. Дзанабазар. Глина. Вид справа. Есть слабые следы золочения [8] Fig. 1b. Akshobhya. Mongolia. Zanabazar. Dated from 1654-1680. Clay, view from the right, evidences of gilding. [8] Симметричность композиции, почти геометрическая правильность форм подчеркивает сбалансированность состояния духа будд. Художником соблюдены канонические признаки будд - статность тела, львиный торс, округлость рук, ног, гладкость и ровность кожного покрова и т.д. Типичное для творений Дзанабазара изображение тканей одеяния проявлено в тонкой веерообразной драпировке антара-васаки (монашеской юбки), лежащей на плоскости трона перед буддой, и изящного уголочка уттара-васаки (монг.: орхимж - «палантиновая накидка») на левом плече божества. Акшобхья из Музея изобразительных искусств им. Дзанабазара (МИИД) Не будет преувеличением сказать, что данная скульптура является одним из лучших в мире обликов Будды Акшобхьи. Она отлита из латуни, относится к крупноразмерным образцам, высота ее составляет 71 см, диаметр лотосового постамента - 45 см. Дата изготовления - 1683 г., это известно из биографии Ундэр-гэгэна, написанной его современником и ближайшим учеником, халхасским Зая-пандитой Лобсан Принлеем (1642-1716) [10, с. 527-528]. Рис. 2а. Скульптура Будды Акшобхьи. 1683. Дзанабазар. Латунь, литье. Высота - 71 см, диаметр постамента - 45 см. Позолота холодная и горячая, синий, черный, красный, белый пигменты. МИИД, Монголия. Инв. 69.43.70 71-642. Постоянная выставка. Общий вид. Фото автора Fig. 2a. Akshobhya Buddha. Zanabazar (1635-1723). Datedfrom 1683.Brass, cast. Height 71 cm, diameter of the base 45 cm. Gilding hot and cold, pigments: blue, black, red, white. The Zanabazar Museum of Fine Arts. Mongolia. Call number: 69.43.70 71-642. Permanent exhibition, general view, photograph by the author
Рис. 2б. Фрагмент скульптуры Акшобхьи из МИИД. Профиль лица Акшобхьи. Фото автора Fig. 2b. Akshobhya Buddha. Partial view in profile. The Zanabazar Museum of Fine Arts. Mongolia. Photograph by the author
Рис. 2в. Фрагмент скульптуры Акшобхьи из МИИД. Корона, вид спереди. Фото автора Fig. 2c. Akshobhya Buddha. A crown, frontal view. The Zanabazar Museum of Fine Arts. Mongolia. Call number: 69.43.70 71-642. Permanent exhibition, photograph by the author
Рис. 2г. Фрагмент скульптуры Акшобхьи из МИИД. Убранство волос, вид сзади. Фото автора Fig. 2d. Akshobhya Buddha. View from the back, hair. The Zanabazar Museum of Fine Arts. Mongolia. Permanent exhibition, photograph by the author
Рис. 6. Шлем средневекового монгольского воина. Рисунок М. В. Горелика по археологическим и изобразительным источникам [14] Fig. 6. A helmet of the mdieval Mongolian warrior. Reconstruction by M. Gorelik after archaeological findings and iconographic sources [14] Дзанабазар никогда не отступает от иконографического канона буддийских божеств, по его произведениям можно сверять правильность текстов и работ других мастеров. Все, как в аптеке, вернее - как в коренных канонических текстах по иконографии и тантре. Божества имеют все 32 основных и 80 дополнительных признаков просветленных существ. В том числе это знаки дхарма-чакры на ладонях и ступнях, которые очень часто упускаются другими мастерами, но никогда Дзанабазаром. Например, на левой ладони Акшобхьи мы видим след гравированного изображения дхарма-чакры (рис. 2д). Здесь должен быть вертикально установленный ваджр, важнейший атрибут и знак семейства. Ныне атрибут утрачен, но он был, несомненно, и хотя гравировка заведомо скрывалась предметом, изображение все равно было нанесено. На ступнях божества, под золотыми слоями покрытий, вероятно, дополнительно и неоднократно нанесенных позднее, также различимы крошечные круги знаков просветленности - дхарма-чакры. Единственная вольность, которую позволил себе великий художник, - это дополнительное украшение, кольца на безымянных пальцах татхагат, что не предусмотрено иконографией, это является уникальной особенностью дхъяни будд Дзанабазара. У Будды Акшобхьи на безымянном пальце правой руки, в жесте касания земли, есть аккуратный перстень с каплевидной вставкой, изображением пламенеющей драгоценности, обращенной острием вверх (рис. 2е). Ободок еще одного кольца виден также на безымянном пальце левой руки (рис. 2д). Рис. 2д. Фрагмент скульптуры Акшобхьи. Левая ладонь, вид сверху. На ладони есть изображение дхарма-чакры - колеса учения. МИИД, Монголия. Инв. 69.43.70 71-642. Постоянная выставка. Фото автора Fig. 2e. Akshobhya Buddha. Left palm, view from above. The palm preserves an image of the dharma chakra, the Wheel of Learning. The Zanabazar Museum of Fine Arts. Mongolia. Call number: 69.43.70 71-642. Permanent exhibition, photograph by the author
Рис. 2е. Фрагмент скульптуры Акшобхьи. Асана и мудры. МИИД, Монголия. Инв. 69.43.70 71-642. Постоянная выставка. Фото автора Fig. 2f. Akshobhya Buddha, partial view. Asana and the mudras. The Zanabazar Museum of Fine Arts. Mongolia. Call number: 69.43.70 71-642. Permanent exhibition, photograph by the author Кроме утраты атрибута ваджра, скульптура претерпела механическое повреждение: на лбу, над левой бровью есть миндалевидная вмятина или срез металла. Акшобхья из Музея-храма Чойжин-ламыЕще одна скульптура Акшобхьи моделировки Дзанабазара есть в храме-музее Чойжин-ламы (далее МХЧЛ) в Улан-Баторе. Ее высота составляет 35 см, диаметр лотосового постамента - 20 см, вес скульптуры - 8720,0 г. Данные были опубликованы в каталоге выставки МХЧЛ 2015 г., посвященной 380-летнему юбилею Ундэр-гэгэна Дзанабазара [10, с. 32-33]. Скульптура особенна тем, что имеет инкрустации из полудрагоценных камней: бирюзы, жемчуга, коралла, малахита, горного розового хрусталя. У нее сохранен атрибут божества - ваджр (рис. 3). Она обладает почти всеми достоинствами работ Дзанабазара, но уровень ее исполнения несколько ниже, чем скульптуры из МИИД. Правильнее считать, что Дзанабазаром было выполнено моделирование скульптуры, изготовлена же она была, очевидно, его ближайшими учениками под наблюдением мастера. Сотрудники музея датируют ее изготовление XVII в., но, возможно, она сделана чуть позже, и ее следует отнести к началу XVIII в., когда зарождалась мода на инкрустирование скульптур, расцветшая в годы правления в Китае императора Хунли (Цаньлун, 1735-1795). Думаем, что Дзанабазар стоял у истоков этого веяния, гениально предчувствуя новые запросы и отвечая им. В его творениях следует отметить богатейшее разнообразие форм и декораций. Особенно это относится к крупным формам: Дзанабазар никогда не повторяется в деталях и украшениях, хотя, возможно, отлив основного тулова скульптур осуществлялся с единой, базовой матрицы. Рис. 3. Скульптура Акшобхьи моделировки Дзанабазара. Начало XVlll в. Латунь, литье, позолота, синий, черный, красный пигменты. Высота - 35 см, диаметр лотоса - 20 см, вес - 8720,0 г. Храм-музей Чойжин-ламы, Монголия [https://www.himalayanart.org] Fig. 3. Akshobhya Buddha, modelled by Zanzabar. Early 18th cent., brass, cast, gilding. Pigments: blue, black, red. Height35 cm, the lotus diameter 20 cm, weight 8720,0 g. Choyjin-Lama Museum Temple, Mongolia [https://www.himalayanart.org] К сожалению, не удалось осмотреть скульптуру более тщательно, так как она установлена в алтарном шкафу, и доступ к ней затруднен. Судя по всему, она подверглась не очень удачной реставрации, золочению, подкрашиванию, возможно, некоторые камни были вставлены заново. Отметим, что у данного Акшобхьи нет колец на пальцах рук, и пальцы выглядят более тонкими и длинными, нежели у первого Акшобхьи из МИИД. Корона и навершие на ушнише имеют более заостренные концы, что также отличает эту скульптуру от работ Дзанабазара первого списка. Скульптуры из коллекции А. Алтангэрэла Кроме описанных выше, скульптуры данного божества обнаруживаются в коллекциях частных владельцев. Например, в собрании известного монгольского коллекционера А. Алтангэрэла (который, к счастью, заинтересован в сотрудничестве с учеными) есть две заслуживающие внимания скульптуры Будды Акшобхьи. Большая скульптура божества опубликована в каталоге коллекции 2005 г. [12] и выставлялась в Пекине и Париже, однако была неверно атрибутирована как скульптура Ратнасамбхавы10 и никогда не была описана, поэтому представляем здесь ее подробное описание. Рис. 4а. Скульптура Будды Акшобхьи. Латунь, литье. Дзанабазар (моделировка). Начало XVlll в. Высота - 34,5 см, диаметр лотосового трона - 22,5 см, высота - 5 см. Позолота, черный, белый, темносиний, красный пигменты. Общий вид. Коллекция А. Алтангэрэла. Монголия. Фото автора Fig. 4a. Akshobhya Buddha. Brass cast, modelled after Zanzabar. Beginning of the 18th cent. Height34,5 cm, the lotus throne diameter, 5 cm, Throne height 5 cm. Gilding, pigments: black, white, naval blue, red. General view. From A. Altangerel's collection. Monglia. Photograph by the author
Рис. 4б. Скульптура Будды Акшобхьи. Вид сзади. Коллекция А. Алтангэрэла. Монголия. Фото автора Fig. 4b. Akshobhya Buddha. View from behind. From A. Altangerel's collection. Mongolia. Photograph by the author
Рис. 4в. Скульптура Будды Акшобхьи. Вид сверху. Коллекция А. Алтангэрэла. Монголия. Фото автора Fig. 4c. Akshobhya Buddha. View from above. From A. Altangerel's collection. Mongolia. Photograph by the author
Рис. 4г. Скульптура Будды Акшобхьи. Вид снизу, дно постамента с печатью. Коллекция А. Алтангэрэла. Монголия. Фото автора Fig. 4d. Akshobhya Buddha. View from below From A. Altangerel's collection. Mongolia. Photograph by the author Будда Акшобхья изображен в теле блаженства - самбхога-кайя, в соответствующей иконографии, т.е. у него один лик, две руки, правая опущена на колено ладонью вниз и касается средним пальцем земли (санскр.: bhūmi-sparśa-mudrā). Левая рука в жесте созерцания лежит на коленях ладонью вверх (санскр.: dhyāna-mudrā). Скульптура обладает некоторыми особенностями исполнения. Длинные, миндалевидные глаза открыты, взгляд направлен вперед, зрачки обозначены на черной роговице белыми кольцами. Точеный тонкий нос, маленькие пухлые губы бантиком, мягкий овал, округлые щеки, брови, длинными стрелами расходящиеся от переносицы, на лбу выпуклая урна. Высокая ушниша украшена узлом сплетенных волос и увенчана драгоценностью (драгоценность утрачена) на четырехлепестковом резном венчике. Две пряди волос спускаются по предплечьям, локоны рельефно обозначены шестью выпуклыми узелками. Корона пятичастная, ленты, удерживающие ее, задрапированы в виде вееров и служат визуальным продолжением короны, как бы создавая круговую защиту головы и шеи. На запястьях, предплечьях и лодыжках богатые, тяжелые браслеты. В длинных ушах свисают огромные серьги в форме пальметок с изображением пылающей драгоценности. Орнамент, украшающий лепестки короны и браслеты на предплечьях, запястьях и щиколотках, состоит из одинаковых рогообразных элементов, традиционных для монгольского изобразительного искусства.
Рис 5а. Скульптура Будды Акшобхьи. Латунь, литье. Высота 19 см, ширина постамента - 13,5 см. Позолота, черный, красный, белый пигменты. XVlll в. Вид спереди. Коллекция A. Алтангэрэла. Монголия. Фото автора Fig. 5a. Akshobhya Buddha. Brass, cast. Height 19 cm., width of the base13,5 cm. Gilding, pigments: black, red, white. 18th cent. Frontal view. From A. Altangerel's collection. Mongolia. Photograph by the author.
Рис 5б. Скульптура Будды Акшобхьи. XVlll в. Вид сзади. Коллекция A. Алтангэрэла. Монголия. Фото автора Fig. 5b. Akshobhya Buddha. 18th cent. View from the back. From A. Altangerel's collection. Mongolia. Photograph by the author Лотосовый постамент подтреугольной формы, высокий, двойной, с асимметричными сдвоенными лепестками, как бы перетянутый в середине. Лепестки имеют традиционную для Дзанабазара форму чешуек кедровой шишки (монг.: самар дэлбэ). Верхний и нижний края постамента окантованы жемчужной нитью. Основные элементы, создающие узор, - кольца, полукольца, спирали. На дне шунг (тиб.: shung shig - «сокровищница») сохранен. Гравированная печать в виде скрещенных ваджров, нацагдоржей (санскр.: viśva-vajra, тиб.: sna tshogs rdo rje) покрыта позолотой. Скульптура покрыта горячей позолотой, волосы окрашены черным пигментом, есть остатки красного пигмента на губах. Местами есть потертости - на урне и волосистой части головы, на тыльной стороне правой ладони - темное пятнышко. Единство и различия в исполнении скульптурВышеописанные крупноразмерные скульптуры Акшобхьи изображают Будду в самбхога-кайя (видеть будд в таком проявлении доступно лишь реализованным практикам - йогинам) с царственными украшениями бодхисаттв, как они пребывают в Чистых землях. Глиняные будды и малая литая фигурка в 19 см высотой являются изображениями Будды Акшобхьи в нирмана-кайя, т.е. в зримом облике его земных воплощений в монашеских одеяниях. Все они имеют замечательно единообразные антропологические пропорции и признаки, характерные для стиля Дзанабазара: скрупулезное следование иконографическому канону буддийских божеств, точное следование описаниям божеств в садханах, округлость форм, чистота силуэта, замкнутость линий, физиогномическое сходство, как творения одного мастера. Однозначно можно сказать, что моделировка скульптур была выполнена самим Дзанабазаром. В то же время они замечательно различны во внешних деталях, а также по характеру и эмоциональному воздействию, по качеству и тонкости обработки. Это свидетельствует о разной степени участия мастера в процессе изготовления скульптур. У всех будд разные лотосовые пьедесталы. Глиняные фигурки имеют постаменты подтреугольной формы без круговой обработки двойного лотоса. Инкрустированный Будда Акшобхья восседает на двойном лотосовом троне в форме барабана, перетянутого в середине. Два других больших будды словно вырастают из круглой чаши цветка и предстают органичным продолжением цельнолитого лотоса.
Рис. 7. Доспехи с боевыми воротниками- ожерельями, покрывающими плечи, верхнюю часть груди и спины, были известны на Востоке с l тыс. н.э. Прорисовка по изобразительным историческим источникам М. В. Горелика [14]. Fig. 7. Armour with battle collars-necklaces covering the shoulders, upper chest and back. This type of armour was known in the Eastfrom the 1st millennium AD. A reconstruction (drawing) by M. Gorelik based on historical sources [14].
Рис. 9. Фрагмент скульптуры Акшобхьи из коллекции А. Алтангэрэла (см. рис. 4). Нагрудное ожерелье божества. Фото автора Fig. 9. Akshobhya Buddha from A. Altangerel's collection (cf. Fig. 4), partial view. Chest neclace of a deity. Mongolia. Photograph by the author Боевая пелерина как древний элемент мужского костюма (монг.: цээжэвч) была особенно популярна у монгольской военной аристократии XIII-XIV вв. [13, fig. 13-15, 32, 60, 84, 101, 102, 112-114, 118-121, 128]; [14]. Одеяния правящей монгольской элиты, где царствующие особы изображаются в пелеринах, отражены в персидских миниатюрах XIV в. и китайской живописи эпохи Юань (1271-1368). В Монголии настенная роспись монастыря Эрдэнэ-дзу содержала портрет Абатай-хана (1534-1586) в окружении свиты, где они изображены в четырехлепестковых пелеринах цээжэвч (рис. 10).
Рис. 10. Абатай-хан (1534-1586) в окружении свиты. Все персонажи изображены в четырехлепестковых пелеринах - цээжэвч. Копия настенной росписи из монастыря Эрдэнэ-дзу [15] Fig. 10. Abatai Khan (1534-1586) surrounded by his retinue. All characters are wearing four-petal pelerines (Mongolian: tseezhevch). Copy of the mural from the Erdene-dzu monastery [15] В настоящее время пелерина (додиг, цээжэвч) сохраняется как элемент ритуального костюма у персонажей религиозной мистерии Цам, в стилизованных сценических костюмах монгольских, центральноазиатских артистов, используется дизайнерами высокой моды и т.д. В европейской культуре воинского облачения известны аналоги, защитные воинские ожерелья - горжет и бармица (рис. 8); в постсредневековье, до появления погон, они выполняли функцию различения званий и привилегий. В частности, в эпоху Петра Великого гвардейцы Преображенского полка носили металлические горжеты (см. царские портреты маслом работы И. Никитина и др. в Третьяковской галерее Москвы).
Рис. 8. Бармица - элемент защитного боевого снаряжения средневекового европейского воина [https://www.by-the-sword.com/p-4034-medieval-houndskull-bascinet- optional-aventail.aspx] Fig. 8. A camail, an element of protective combat equipment of a medieval European warrior [https://www.by-the-sword.com/p-4034-medieval-houndskull-bascinet- optional-aventail.aspx]
ВыводыКак показывают полевые изыскания, некоторое количество малоизвестных скульптур Дзанабазара хранится в частных собраниях коллекционеров, а также фондах разных музеев. Как правило, Дзанабазар никогда не делал точных копий своих работ, каждое его изделие имело свои неповторимые особенности и характер. Единство художественного стиля, сохранение традиционной кочевнической эстетики, к которой можно отнести округлые формы и замкнутые линии, зооморфность орнаментальных и декоративных элементов в буддийской скульптуре, - все это создает неповторимый почерк великого мастера. Особенные лики этих образов Будды Акшобхьи не оставляют сомнений в том, что моделировка скульптур была осуществлена самим Дзанабазаром, но относительно каждой из них различна доля его участия в процессе изготовления. Так, для изготовления глиняных фигур обязательным для художника было изготовление деревянной матрицы, с которой получали оттиски. Литые скульптуры крупного размера из Музея изобразительных искусств в Улан-Баторе выполнены полностью самим Дзанабазаром в 1683 г., это известно из письменных источников, они относятся к первому списку его произведений. Большая скульптура Акшобхьи из коллекции А. Алтангэрэла, вероятно, выполнена немного позже, на рубеже XVII-XVIII вв., с участием его ближайших учеников. То же самое можно сказать о малой скульптуре Будды Акшобхьи, которая могла быть исполнена гораздо позже, в начале XVIII в. Сноски1. Согласно «Адвайя-ваджра-санграхе», тогда как в «Гухья-самаджа-тантре» это – сознание (Виджняна) (см.: [1, с. 315]). 2. Опять-таки, так – согласно «Адвайя-ваджра-санграхе», тогда как в «Гухья-самаджа-тантре» – это пространство (см.: [1, с. 315]). 3. Иногда в переводной литературе встречается толкование времени суток – рассвет, а духовной супруги (праджни) – Лочаны. В «Гухья-самаджа-тантре» его алмазная супруга зовется Дхатищвари [1, с. 315]. 4. См. также: www.himalayanart.org; http://www.templemuseum.mn и др. 5. О педантичном соблюдении иконографических пропорций Дзанабазаром в изображениях буддийских божеств пишет известный монгольский художник, священнослужитель Пурэвбат-лама. В своем фундаментальном трехтомном сочинении он дает подробный разбор иконографических сеток для божеств разных рангов и показывает пропорции скульптур Дзанабазара [5]. 6. Эрхий – букв. «большой палец руки», эвэр – букв. «рог». Это элементы, из которых обычно состоит любой монгольский орнамент. Эрхий – конфигурация поднятого большого пальца руки, символ человека умелого, мастерового. Эвэр – изображение рогов дикого барана архара или дикого козла янгира. Изображение множества рогов на изделиях художественного и прикладного творчества является пожеланием удачной охоты, преумножения поголовья стада, т.е. благосостояния, богатства. По сути, эти элементы геометрически подобны и воспроизводят спираль Фибоначчи или графику золотого сечения. 7. Монг. дархан – 1) кузнец, 2) мастер, 3) обладающий сакральной неприкосновенностью, 4) освобожденный от налогообложения. Считается, что кузнецы, ювелиры и другие мастера являются посланцами небесного светила и звезд, посему наделены способностью управлять стихиями огня и металла. 8. Витте Петр Александрович (1873–1952), ученый-биолог, профессор, происходил из древнего голландского рода де Витт, одна из ветвей которой осела в России. П. А. Витте работал в Монголии с 1914 г. по приглашению С. А. Козина, назначенного финансовым советником правительства Монголии от царской России (1914–1916). В 1921 г. после разгрома Унгерна он был арестован и едва не погиб в застенках ГПУ. Спасли его незаурядные разносторонние таланты, трудолюбие и человеческие качества. Вот выдержка из воспоминаний академика ВАСХНИЛ Бориса Аполлоновича Шумакова, ученика Витте: «Петр Александрович Витте, хотя был знатного рода, но ему присущи были душевная доброта, простота в общении с людьми, независимо от их образования, социального положения. Он был настолько многогранным человеком, что наряду с чисто профессиональными навыками биолога, агронома, мелиоратора, почвоведа, великолепно знал физиологию человека, владел основами медицины. Был случай, когда он, работая на Тингуте, делал экстренные операции, вплоть до аппендицита. Он был великолепным плотником, столяром, слесарем и механиком» [https://rusmonitor.com/pjotr-aleksandrovich-vitte.html (обращение от 26.06.2019 г.)]. По сведениям правнучки П. А. Витте, Веры Виннер, при Унгерне Витте был советником верховного ламы Богдо-гэгэна. – См.: Воспоминания о прадеде Веры Виннер. – https://www.facebook.com/vera.winner (обращение от 11 февраля 2018 г.). См. также: [7] и переписку П. А. Витте с И. М. Майским. – http://doc20vek.ru/taxonomy/term/498 (обращение от 06.26.2019). 9. Об иконографических источниках художественного стиля и эстетики Дзанабазара см.: [9]. 10. Что вполне могло произойти, так как в списках тантрических соответствий именно с Ратсамбхавой у Акшобхьи больше всего «смешений». Согласно «Гухья-самаджа-тантре», у Ратсамбхавы алмазная богиня – Мамаки, омрачение – гнев, злоба, алмазный элемент – вода. В то же время по «Адвайя-ваджра-санграхе» все эти свойства приписаны Акшобхье (см.: [1, с. 315]). Но главный признак, по которому иконография Будды Акшобхьи отличается от Будды Ратнасамбхавы при отсутствии атрибутов, это мудра правой руки. Неколебимый изображается с мудрой, оповещающей Землю о достижении просветления, как Будда Шакьямуни, в свое время твердо решивший, что не сдвинется с места, пока не достигнет результата. 11. Тоорцог – букв. «цветочный венчик», так называется круглая монгольская шапочка с четырьмя отворотами, напоминающая форму цветка. |