Статьи

Мифотворчество индийского бхакти: служанка и бог под бременем домашних забот

русская версия

DOI https://doi.org/https://doi.org/10.31696/2618-7043-2024-7-4-5-1017-1044
Авторы
Аффилиация: Журнала «Ориенталистика»
член редакционной коллегии
Журнал
Раздел ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА Философская антропология, философия культуры
Страницы 1017 - 1045
Аннотация Маратхиязычный регион Западной Индии славится особой моделью бхакти, девоциональной разновидности индуизма, у истоков которой стоят поэты-варкари, воспевшие регионального бога Виттхала / Вит-хобу из храма в Пандхарпуре. Связанные на протяжении пяти веков (XIIIXVII вв.) воображаемой перекличкой, в XVIII в. они были объединены во взаимодействующее сообщество в рамках агиографии «Триумф бхактов» Махипати Тахрабадкара, в XIX в. использованы в качестве поэтико-религиозного фундамента для формирования культурной идентичности Махараштры и в XX-XXI вв. признаны ее национальным достоянием. Намдев (условно 1270-1350), один из лидеров традиции варкари-пантха и основоположник развлекательного-дидактического жанра песнопений во славу Виттхала, приобрел дополнительный авторитет как работодатель служанки по имени Дзани. В приписываемых ей посредством определенных маркеров 347 гимнах она сама объявляет о своей закрепленности за домохозяйством Намдева и, воспевая устойчивую привязанность к пандхарпурскому богу, рассказывает о его ответной милости, поставившей его к ней в услужение. Статья разбирает, как — в отсутствие достоверных сведений о средневековых бхактах — происходит приращение артефактов, изобретенных ранними собирателями, интерпретаторами и пропагандистами «литературы сантов», а также ее исследователями, и как «безродная служанка» обретает собственную биографию, иконографию и высокий статус «святая (сант) Дзана-баи», вопреки нерешенным вопросам авторства и очевидным манипуляциям с ее образом.
Ключевые слова:
Скачать JATS Скачать PDF